Офисные войны: 5 основных моделей поведения

Офисные войны: 5 основных моделей поведения советы

Как было бы замечательно ходить каждый день на работу как на праздник. Однако реальность такова, что конфликты в офисе дело обычное. Поэтому очень важным является умение грамотно вести себя в офисных войнах.

Реакция на конфликтную проблему у каждого человека различна, но все же можно выявить некоторые закономерности. Автор многочисленных книг, посвященных взаимоотношениям на работе, Дэвид Джонсон делит всех людей на 5 типов, в зависимости от особенностей поведения в проблемных ситуациях. Каждый из нас, как правило, придерживается одной (максимум двух) моделей. Эти шаблоны мы используем бессознательно, поэтому хорошо бы разобраться в них более подробно. Если понять, кто вы есть на самом деле и как вас видят окружающие, то может вам будет легче выходить из конфликтных ситуаций. А когда вы сами сможете правильно оценить поведение своего оппонента, возможно, удастся вообще избежать конфликта или повернуть его в свою пользу. Итак, приступим.

5 моделей-шаблонов поведения во время конфликтов

1. Черепаха
Если «черепаха» попадает в ситуацию конфликта, то она просто ее игнорирует. Внешне это может выглядеть так: она либо покинет комнату, в которой начинает пахнуть жареным, либо просто сменит тему или прервет переговоры. В результате такого поведения проблема остается неразрешенной, а «черепаха» не получает то, что ей нужно.
Однако такой стиль может быть полезен в отдельных ситуациях. Например, если вопрос не очень принципиален. В таком случае лучше промолчать и не портить взаимоотношения с коллегой, а не начинать бессмысленный спор по пустякам.
Таким, образом «черепашье» поведение ценно тем, что помогает задуматься перед началом баталий, стоит ли этого ситуация или нет. Вполне возможно, что некоторых случаях лучше промолчать, послушать, собрать информацию и позволить другим бурно выражать свою озабоченность по поводу и без.

2. Плюшевый мишка
«Мишки» – это, как правило, люди, непохожие на других. Про таких людей обычно говорят, что они слегка «не от мира сего». В ситуациях конфликта «мишки» всегда уступают оппонентам свои позиции. В накаленной обстановке эти люди просто теряются.
Рекомендация. Не стоит использовать эту модель поведения слишком часто, так как коллеги могут принять ее за бесхарактерность, мягкотелость и отсутствие собственного мнения.

3. Акула
Разрешая конфликты, «акулы» атакуют. Они преследуют единственную цель – любыми средствами достичь желаемого результата. Поведение «акул» очень агрессивно и выражается в словесных нападках, переходе на личности и различных манипуляциях.
Если вы узнаете в этом стиле свое поведение, будьте осторожны, не травмируйте чувства окружающих вас людей. Будьте агрессивными лишь только тогда, когда ситуация действительно этого требует, когда не существует другого выхода. А если ваш оппонент тоже окажется «акулой», драка будет не на жизнь, а на смерть. Возможно, что и победителя в таком случае не останется.

4. Лисица
«Лисица» всегда ищет компромисс, даже, отдавая себе отчет, что возможно не достигнет желаемого результата. Цель «лисицы» – испытать удовлетворение после каждого обсуждения спорного вопроса. С одной стороны это приятно и позволяет сохранять дружеские отношения с коллегами, но с другой – частенько приходится жертвовать своими интересами.
Стратегия «лисицы» уместна в тех случаях, когда вас лично конфликт не касается, но при помощи лисьих уловок можно примирить стороны, зашедшие в тупик при переговорах. Ведь когда невозможно убедить, можно и чуть-чуть схитрить.

5. Сова
Самым мудрым способом разрешения конфликта владеет «сова». Она предпочитает рассматривать конфликт как способ придти к устраивающему всех решению и снять напряжение в коллективе. Она собирает противоборствующие стороны вместе, предоставляет каждой высказаться и обсудить различные точки зрения. Единственное условие – уважительное отношение к каждому участнику спора.
Такой подход выглядит несколько идеалистично, ведь в острой ситуации очень сложно себя сдержать и по-доброму отнестись к противнику. Модель поведения «совы» подходит для разрешения застарелых конфликтов, длящихся долгое время.

Какой бы стиль вы не решили опробовать на деле, всегда помните, что конфликты никогда не должны затрагивать личностный уровень. Этим вы защитите себя от разного рода безрассудных поступков. Прежде чем что-то сказать или сделать, хорошенько взвесьте плюсы и минусы ситуации и только потом действуйте.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*